«Эволюция административно-территориального устройства привела как к появлению крупных, так и малых городских территорий, имеющих единоотраслевую структуру промышленного производства. И в настоящее время, кроме 17 административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики, такие города играют не менее важную роль в жизни общества и экономике.

 

К категории единоотраслевых городов, как правило, относятся города с численностью населения до 50 тыс. человек. Во всем мире такие города занимают особое место в историческом развитии отдельно взятой страны. У них сформировалась национальная культура и наследие, шел прогресс в создании крупных производственных и градостроительных комплексов.

 

Единоотраслевые города являются самой многочисленной по количественному составу группой городов, из них часть - это административные центры районов. Стоит отметить, что единоотраслевые города относятся к городам с относительно развитой экономической базой с преимущественно промышленными функциями. Значительная их часть - это монофункциональные города, отраслями специализации которых является горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, энергетика и химическая промышленность, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Одним из основных условий обеспечения роста экономики государства является повышение эффективности системы государственного управления путем разработки реалистичного плана движения к устойчивому развитию его административно-территориальных единиц.

В свою очередь процесс устойчивого развития самих городов и районов предполагает достижение социальной и экономической стабильности, планомерное повышение эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов, производительности труда, доходов населения и качества их жизни, рациональное использование природных ресурсов.

Очевидно, что в условиях зависимости Республики от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, не все последствия пережитых обществом событий устраняются в полной мере. Есть и скрытые последствия, влияние которых на первый взгляд не кажется важным. Но именно они могут играть решающую роль в стратегической перспективе.

За последнее десятилетие в мировой практике все шире исследуется и начинает распространяться «индикаторное мышление» – комплексный анализ путем отбора количественных и качественных критериев и показателей, с помощью которых оценивается уровень развития объекта, прогнозируется его будущее состояние и планируется дальнейшее движение.

 В сегодняшних реалиях для объективной оценки устойчивого развития недостаточно использовать только общепринятые экономические показатели.

 Индикаторы устойчивого развития характеризуют жизнеспособность системы, ее гибкость к изменениям. Необходимо, чтобы индикаторы учитывали стратегические цели государства, на которые в свою очередь влияют внешние и внутренние факторы, такие, как рыночные, финансовые, инвестиционные и прочие.

На прошлой неделе был определен один из ключевых элементов для реализации инвестиционной политики в Республике – это Закон «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве», принятый 11 августа 2017 года во втором чтении на сессии Народного Совета и в разработке которого, на ряду с другими профильными ведомствами Республики, Министерство экономического развития принимало активное участие.

 Закон принят, но многое еще предстоит сделать, и после его подписания необходимо будет провести ряд мероприятий по становлению и развитию соответствующих инструментов государственно-частного партнерства.

 Как показывает мировой опыт, реализация проектов государственно-частного партнерства дает положительные результаты, которые способствуют развитию территорий (городов и районов), а также может экономить значительную часть бюджетных средств, стать одним из факторов развития экономики и усиления сотрудничества власти и бизнеса.

Одной из самых важных характеристик состояния экономики любого государства является уровень потребительских цен. Данный показатель позволяет оценить уровень цен на потребительском рынке в целом и в отдельных его сегментах.

 

Так, индекс потребительских цен в июне 2017 года составил 100,2%, с начала года – 101,4%. (для примера за 5 месяцев в Украине – 6,2%). Сегодня мы наблюдаем низкий уровень потребительских цен, и по нашим прогнозам к концу года он может варьироваться на уровне 3 - 5%. В развитых странах 3-х процентный темп считается допустимым и, более того, признается в качестве фактора стимулирования экономического роста и снижения безработицы.

 

На потребительском рынке в июне цены на продукты питания и безалкогольные напитки возросли на 0,6%. Подорожала ранняя овощная продукция (картофель, свекла, морковь, лук, грибы, сахар), а  огурцы и помидоры подешевели  более чем на  30%, в пределах 4,8 – 0,5%  цены снизились на яйца, молоко, капусту, растительное масло, рыбу, макаронные изделия.

«Сегодня практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, используются определенные правила и утвержденные механизмы ценообразования, которые оформлены в виде регуляторных нормативных правовых актов и обязательны к исполнению при формировании цен. Особенно важным является регулирование  установления цен на  товары первой необходимости и социально значимые продукты питания, такие как: хлеб, крупы, молоко, мясо и многие другие. Государственное регулирование процессов ценообразования необходимо не только для защиты тех слоев населения, которые нуждаются в поддержке государства, но и для обеспечения устойчивого развития экономики  и общества в целом. Отмена Украиной государственного регулирования на социально значимые товары уже в ближайшее время приведет к росту цен и поставит многих людей на грань выживания, особенно учитывая непомерно высокие тарифы для населения на коммунальные услуги.

«В последнее время остро стоит вопрос об экологической безопасности в Донецкой Народной Республике. Эта тема всегда была актуальной для нашего региона, учитывая специфику промышленности и природные факторы. Сегодня, проигрывая на политической и экономической арене, Украина стремится к обострению экологического вопроса на Донбассе, обвиняя Донецкую Народную Республику в несостоятельности сохранения уровня экологической безопасности.

«Грамотную экономическую политику цивилизованного государства невозможно построить без своевременного и объективного расчета  индекса потребительских цен,  который в значительной мере влияет на покупательскую способность граждан, и является индикатором  благосостояния населения.

Каждому жителю Республики сегодня довольно просто отследить повышение цен на отдельно взятую позицию, однако сложно узнать об общем уровне изменения цен по всем категориям товаров. Именно эту задачу и ставят перед собой специалисты Министерства экономического развития ДНР при определении индекса потребительских цен.  Иными словами, под индексом потребительских цен подразумевается определение показателей изменения совокупной цены определенного набора товаров и услуг,  которые приобретает население для непроизводственного потребления. Он помогает сравнить цены стандартной корзины товаров и услуг в нынешнем периоде, с аналогичным прошедшим периодом и, тем самым, позволяет определить скорость роста или падения цен.

«Новый виток экономической блокады, спровоцированный  блокированием железнодорожного сообщения в Донбассе украинскими властями, поставил под угрозу работу целого ряда предприятий и вынудил руководство Республики принять ряд экстренных решений для урегулирования вопроса и сохранения тысячи рабочих мест.Так, одной из таких мер стало принятие парламентариями Закона «О внесении изменений в Закон «О налоговой системе», согласно которому все юридические и физические лица нерезиденты обязаны заключить договора с налоговыми агентами до 1 марта 2017 года.

Эта очередная попытка властей ДНР призвать Украину к выполнению минских договоренностей, прежде всего, направлена именно на защиту прав работающего населения Донбасса, чья трудовая деятельность подверглась жесточайшему ограничению, в связи с торговой блокадой предприятий, благодаря работе которых выживают тысячи мирных семей.

«Малый бизнес – это важнейший элемент экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, без которого не может гармонично развиваться государство. Благодаря развитию малого предпринимательства в Донецкой Народной Республике, в первую очередь, сглаживаются колебания экономической конъюнктуры посредством сбалансирования спроса и предложения; развивается здоровая конкурентная среда экономики; более активно разрабатываются и используются имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формируется диверсифицированная и качественная система бытовых, организационных и производственных услуг; создается значительное количество новых рабочих мест; развивается инновационный потенциал экономики, внедряются новые формы организации, производства, сбыта и финансирования.